Организационная культура: понятие и типология


Понятие организационной и корпоративной культуры

Появление концепции корпоративной культуры в теории управления относят к началу 80-х годов прошлого века. Однако этому событию предшествовал длительный период, связанный с изучением социально-культурных факторов и их роли в жизни организации. Проблематика корпоративной (организационной) культуры присутствует практически во всех научных трудах классиков менеджмента. Термин «корпоративная культура» возник в США, когда исследователи начали изучать параметры деятельности американских корпораций, которые обеспечивали их успешность и конкурентоспособность. В этом контексте под корпоративной культурой принято понимать культуру собственно корпорации.

Современная экономическая теория предлагает новое понимание корпорации как объединение общества во всех формах организации бизнеса с соответствующими нормами, принципами, положением в обществе, специфическими целями и интересами. Вопреки этому многие ученые придерживаются мнения, что понятие «организации» шире, поскольку включает как коммерческие (предпринимательские), так и некоммерческие организации. Поскольку культура присуща любым организациям, а ее содержание, функции, механизм формирования является универсальным, то некоторые ученые считают термин «организационная культура» более общим, который включает в себя и корпоративную культуру.

В отечественной экономической литературе отсутствует строгое разграничение таких терминов как «организационная культура» и «корпоративная культура». Существует три основные точки зрения к определению данных категорий:

  • корпоративная культура тождественна организационной культуре;
  • корпоративная культура является частью организационной культуры;
  • корпоративная и организационная культуры – самостоятельные феномены.

Рассмотрим основные подходы к определению организационной и корпоративной культуры отечественных и зарубежных авторов (табл. 1).

Таблица 1 – Определения организационной и корпоративной культуры

АвторОпределениеИсточник
Армстронг М.Организационная или корпоративная культура – это модель ценностей, норм, убеждений, установок и допущений, которые, возможно, не выражены словами, но формируют то, как люди себя ведут и как они действуют. Ценностями называется то, что считается важным в поведении людей и организаций. Нормы – это письменно зафиксированные правила поведения.Арстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. – 10-е изд. – Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. – СПб.: Питер, 2010. – 848 с.
Базаров Т. Ю.Организационная культура – целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способах реагирования.Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ, 2002. – 560 с.
Борисова Ю.В., Шапиро С.А.Организационная культура – это представленная в явном виде совокупность основополагающих производственных явлений, к которым относятся дисциплина труда, правила внутреннего трудового распорядка, организация и оплата труда на предприятии, кодекс корпоративной этики, и ряд других, закрепленных в соответствующих локальных нормативно-правовых актах и предписывающих правила организационного взаимодействия сотрудникам, для достижения поставленных целей.Борисова Ю.В., Шапиро С.А. Корпоративная культура как фактор повышения эффективности труда работников промышленных предприятий: Монография. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2012. – 195 с.
Виханский О. С., Наумов А. И.Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А. И. Наумов. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2003. – 528 с.
Зябриков В. В.Организационная культура – это устойчивая уникальная система, передаваемая ее новым членам в качестве правильной, образующая общий контекст всего, что происходит в организации, и включающая явно выраженные или подразумеваемые разделяемые большинством работников и глубоко укорененные ценности, убеждения, ожидания, а также определяемые ими и накопленным опытом традиции и паттерны (схемы, образцы и правила осуществления деятельности, стереотипы и общие рамки поведения работников).Зябриков, В. В. Организационные системы: теория и практика управления / В. В. Зябриков // Проблемы современной экономики, №4 (24), 2007. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1664
Соломандина Т. О.Организационная культура – это социально-духовное поле компании, формирующееся под воздействием материальных и нематериальных, явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых процессов и явлений, определяющих единство философии, идеологии, ценностей, подходов к решению проблем и поведения персонала компании и позволяющих организации продвигаться к успеху.Соломанидина, Т. О. Организационная культура компании : учебное пособие / Т. О. Соломанидина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 624 с.
Шейн Э.Культура группы может быть определена как паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем. При этом под группой понимается организация, направленная на достижение общих для ее членов целей.Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство / Э.Х.Шейн. – Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. – СПб: Питер, 2002. – 336 с.
Бексары Ж. М.Корпоративная культура – это инструмент управления, создаваемый при помощи задаваемой целевой системы ценностей, норм и правил поведения, формирования социальных и  творческих стимулов, нацеленных на повышение эффективности организации и ее устойчивое развитие в условиях постоянно меняющейся внешней среды.Бексары, Ж. М. Корпоративная культура в организации как фактор повышения эффективности управления: монография / Ж.М. Бексары – Вена: Premier Publishing s.r.o. 2019. – 176 с.
Борисова Ю.В., Шапиро С.А.Корпоративная культура – это совокупность наиболее важных предположений и ценностей, образовавшаяся в результате целенаправленного осмысления и прошлой деятельности членов корпорации, принимаемая и разделяемая персоналом, передающаяся через символические средства и другие артефакты, и проявляющаяся в формировании, становлении, развитии организационных систем и информации, в способах ее передачи, а также в процессе принятия управленческих решений.Борисова Ю.В., Шапиро С.А. Корпоративная культура как фактор повышения эффективности труда работников промышленных предприятий: Монография. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2012. – 195 с.
Джефкинс Ф., Ядин Д.Корпоративная культура – система общих ценностей и норм, которые формируют тип поведения в организации.Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: Пер. с анг. под ред. Б.Л. Еремина – Уч. пос. для вузов. / Ф. Джефкинс, Д. Ядин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 416 с.
Кричевский Р. Л.Корпоративная культура является одной из основ духовной и материальной жизни организации, включая главенствующие в нем морально-этические нормы и ценности, кодекс поведения, традиции и ритуалы, общепринятый дресс-код, а также установленные требования к качеству выпускаемого продукта и т.д.Кричевский Р.Л. Психология лидерства / Р.Л. Кричевский. – М., изд. Статут, 2007. – 542 с.
Кузнецов И. Н.Корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.Кузнецов И.Н. Корпоративная культура: Учебное пособие / Автор-сост. И.Н. Кузнецов. – Мн.: б.и., 2006. – 272 с.
Тесакова Н.Корпоративная культура – это признаваемые в конкретной организации правила поведения (ценности; социальные, коммуникативные, моральные нормы; ритуалы, фирменный стиль) и правила управления (организационная структура, коммуникации, кадровая политика).  Тесакова, Н. Миссия фирмы и корпоративный кодекс. Практическое руководство / Н. Тесакова. М.: РИП-холдинг, 2004. – 188 с.

Таким образом, краткий анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что в большинстве определений как организационной, так и корпоративной культуры, встречаются одни и те же элементы: ценности, установки, убеждения, поведенческие нормы и правила, традиции, ритуалы и т. п. В связи с этим, в рамках данной статьи, мы будем придерживаться подхода в котором «корпоративная культура» и «организационная культура» рассматриваются как синонимы.

Организационную культуру можно рассматривать как своеобразную идеологию управления, нацеленную на повышение деловой активности организации. Организационная культура тесно взаимосвязана с деловой этикой, философией бизнеса, организационным поведением.

Составляющими компонентами организационной культуры считают: принятую систему лидерства; методику разрешения конфликтов; действующую систему коммуникации; статус индивида в организации; принятые символы, лозунги, организационные табу, ритуалы и тому подобное

Организационная культура, формируя устойчивые духовные связи и коммуникации внутри организации, создает ее внутренний потенциал нематериальных активов, за счет которого социально-экономическая система сможет выжить в условиях кризиса (например, с помощью командного духа персонала, его преданности организации) и развиваться (за счет высокой квалификации работников, собственных разработок и т.д.). Организационная культура дает возможность переформатировать процессы, структуры организации в соответствии с изменившейся ситуации. Организационная культура относится к внутренней среде фирмы, это ее внутренний ресурс: духовный, интеллектуальный. Таким образом, организационная культура – это внутренний потенциал организации, который обеспечивает самоорганизацию системы.

Типология организационной культуры

В современной научной литературе существует множество подходов к типологии организационной культуры. Ниже представлены наиболее известные из них.

Типология Дж. Зонненфельда

Дж. Зонненфельд выделил четыре типа организационной культуры: «бейсбольная команда», «клубная культура», «академическая культура», «оборонная культура» («крепость»).

«Бейсбольная команда» (Baseball Тeam Culture) возникает в условиях, когда внешняя среда требует быстрой обратной связи и принятия решений, связанных с высокой степенью риска. В компаниях с таким типом организационной культуры решения принимаются очень быстро, поощряется новаторство и инициатива. Ключевые сотрудники считают себя «свободными игроками», а компании конкурируют между собой за право их найма. Такой тип культуры характерен для компаний, работающих в динамических сферах, уровень риска в которых значителен, а их будущее определяется степенью новизны продукта или проекта.

«Клубная культура» (Club Culture) характеризуется эффективной командной работой, лояльностью, преданностью и сработанностью персонала. Данный тип организационной культуры характерен для компаний, действующих в условиях относительно стабильной внешней среды. Кандидатуры на должности подбираются внутри компании, но карьерный рост замедлен. На каждом уровне иерархии сотрудники в течение длительного периода набираются опыта и знаний. Практикуется ротация сотрудников между направлениями. Такой тип культуры способствует развитию гибкости внутри организации, однако в глазах окружающих компания выглядит закрытой и не способной к изменениям.

«Академическая культура» (Academy Culture) характерна для компаний действующих с стабильной внешней среде. Она предусматривает постепенный карьерный рост сотрудников внутри компании. В компаниях с академическим стилем культуры набирают новых молодых сотрудников, которые проявляют интерес к долгосрочному сотрудничеству и ничего не имеют против медленного продвижения по служебной лестнице. Основой культуры является специализация работника, которая приводит к формированию у него чувства уверенности в своей необходимости для организации. При этом такая культура ограничивает развитие работников и взаимосвязь между подразделениями организации. В отличие от «клубной культуры», работники здесь редко переходят из одной сферы деятельности в другую.

 «Оборонная культура» («крепость») (Fortress Culture), как правило, возникает в кризисной ситуации, когда речь идет о выживании организации. Этот тип культуры характеризуется отсутствием гарантий постоянной работы, а также возможностей для профессионального роста. В этом случае компаниям часто приходится проводить реорганизацию и сокращать свой персонал, в целях адаптации к новым внешним условиям.

Типология Ф. Тромпенаарса

Ф. Тромпенаарс при разработке собственной классификации организационных культур использовал три ключевых аспекта жизнедеятельности организации: взаимоотношения в целом между работниками и организацией; иерархическая структура власти, которая определяет поведение руководителей и подчиненных; общие представления каждого сотрудника о судьбе организации, ее назначение и цели, а также о своем месте в ней. Ученый предложил следующую типологию:

«Семья» – организационная культура, которая характеризуется одновременно очень тесными межличностными связями и иерархической организацией управления. В такой культуре руководитель исполняет роль отца, который заботится о подчиненных и ведет их за собой. Атмосфера взаимного доверия помогает таким организациям успешно преодолевать трудности. В то же время такой тип культуры очень уязвим к внутренним конфликтом, в решении которых подчиненные полностью полагаются на руководителя;

«Эйфелева башня» – в данном типе культуры заложено бюрократическое разделение труда, которое контролируется на верхушке иерархии. Для каждой должности предусмотрены четкие функциональные обязанности и зона ответственности. Руководитель в такой организации это больше роль, чем персона. Персонал рассматривается исключительно как производственный ресурс. Все, что приветствуется в «Семье», отвергается в культуре «Эйфелева башня». Тесные личные взаимоотношения осуждаются, поскольку могут создавать фаворитизм и стирать четкие границы между ролями и ответственностями. Данный тип культуры сложно адаптируется к изменениям внешней среды.

«Управляемая ракета» – данный тип культуры ориентирован на достижение целей. Зачастую перечень необходимых действий для каждого работника изначально не определен и формируется непосредственно процессе выполнения какой-либо задачи. В организациях с таким типом культуры команды (группы) имеют лидеров или координаторов, которые, как правило, обладают поверхностными знаниями во всех сферах и несут ответственность за конечный результат. В группах отсутствует строгая иерархия, а ее участники имеют равные права. Для решения определенных задач могут привлекаться эксперты. Организации с культурой «Управляемая ракета» держатся на профессионалах и используют работу кросс-функциональных команд (рекламные, маркетинговые, консалтинговые агентства и т.п.). Для данного типа культуры не характерна глубокая привязанность и серьезные взаимные обязательства. Работники больше верны своей профессии или конкретному проекту, чем организации, поэтому для таких организаций высокая текучесть кадров является нормой.

«Инкубатор» –  ключевое отличие данного типа культуры заключается в том, что индивидуальные достижения человека в ней признаются первичными, а сама организация рассматривается в качестве инкубатора, который должен обеспечивать необходимые условия для реализации потенциала и самосовершенствования человека. Постоянное развитие творчество и инновации являются основой организационной культуры «Инкубатор». Организации с таким типом культуры характеризуются низким уровнем иерархии и минимальную структуру. В отличие от других типов культур авторитет лидера связан с личностью, а не определяется занимаемой должностью. Для таких организаций свойственна сильная искренняя мотивация, дух соревновательности и увлеченность творческим процессом. Типичным примером данного типа культуры являются небольшие инновационные компании Кремниевой долины в США.

Типология Т. Дила и А. Кеннеди

Т. Дил и А. Кеннеди для классификации организационных культур использовали две ключевые характеристики: степень риска, который связан с деятельностью организации, и скорость получения обратной связи от рынка. Согласно данному подходу они выделили следующие типы культур: культура «крутых парней», культура «усердной работы», культура «больших ставок», культура «процесса».

Культура «Крутых парней» (Tough-Guy) – это культура высокого уровня риска и быстрой обратной связи, характерна для индивидуалистов, которые регулярно рискуют и быстро получают обратную связь на свои действия. В таких компаниях общаются мало, быстро, языком коротких реплик и жестов, при этом чувствительность и эмоциональность остаются в стороне. Сотрудничество внутри коллектива весьма посредственное. Недостатки таких организаций заключаются в ориентации на скорую выгоду, высоком уровне текучести кадров, нежелании учитывать накопленный опыт. Однако со временем возможно формирование прочной организационной культуры с устоявшимися традициями и ценностями.

Культура «Много работаем / хорошо отдыхаем»  (Work Hard/Play Hard) – культура низкого уровня риска и быстрой обратной связи. Данный тип культуры характерен для торговых организаций. В таких организациях важна команда, а не отдельный человек. Стремление угодить клиенту является сущностью этой культуры. Сотрудники хорошо работают в команде, при этом интересы коллектива более важны, чем индивидуальные. Преимущества такого типа культуры: умение своевременно реагировать на любые изменения рынка, сплоченность и общительность. К недостаткам следует отнести погоню за количественными показателями в ущерб качественным, отсутствие преемственности поколений и высокую текучесть кадров, поскольку приоритет отдается энергичным молодым сотрудникам, в результате чего работа в компании выглядит не перспективной.

Культура «Ставим на свою компанию» (Bet-Your-Company) – высокий уровень риска и крайне медленная обратная связь. Эта культура характеризуется тем, что осуществляются крупные капиталовложения, при этом их результативность длительное время остается неизвестной. Сотрудники работают основательно, осмотрительно и настойчиво, поскольку они вынуждены преодолевать длительный период неопределенности в условиях минимального обратной связи или ее полного отсутствия. К преимуществам предприятий с таким типом культуры относятся большой объем инвестиций, основательный подход к принятию решений, относительно низкая текучесть кадров и наличие долгосрочной перспективы. Недостатки: медлительность, в результате которой лидером организации трудно стать талантливому и целеустремленному, но молодому человеку, а также низкая скорость реакции на изменения внешней среды. Данный тип культуры характерен для организаций представляющих наукоемкие и капиталоемкие отрасли.

Культура «Процесса» (Process culture) – низкий уровень риска и медленный обратная связь. На предприятиях с таким типом организационной культуры люди концентрируются на процессе выполнения работы, на техническом совершенстве, деталях, потому что результат практически невозможно измерить. Дефицит обратной связи заставляет работников сосредотачивать свою энергию на том, как делать, а не на том, что делать. Вместе с этим практически отсутствует связь между результатом и вознаграждением. К преимуществам организаций с таким типом культуры относятся порядок и системность, стабильность, низкая текучесть кадров, постоянство привилегий, а к недостаткам – бюрократизм, множество ограничений, большой объем монотонной, однообразной и рутинной работы. Такой тип культуры присутствует в большинстве государственных и финансовых учреждений.

Типология К. Камерона и Р. Куинна

Типология К. Камерона и Р. Куинна представляет едва ли не наибольший интерес для практической диагностики и изучения организационной культуры. Исследователи предложили авторский инструмент оценки культуры – методику ОСАI. На основе рамочной конструкции К. Камерон и Р. Куинн выделили четыре типа организационной культуры: иерархическую; рыночную; клановую; адхократическую.

Иерархическая культура – организация рассматривается как формализованное и структурированное место работы, где деятельностью людей руководят процедуры. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Такой тип культуры преобладает в больших организациях и государственных учреждениях.

Рыночная культура – организация функционирует как рынок с ориентацией на внешнее окружение. Основные цели – конкурентоспособность и производительность, которые достигаются благодаря акцентированию на внешних позициях и контроле.

Клановая культура – организация с таким типом культуры характеризуется общими ценностями и целями, сплоченностью коллектива, соучастием, индивидуальностью. Организация держится вместе благодаря традициям и верности; успех определяется здоровым внутренним климатом и заботой о людях; поощряется командная работа.

Адхократическая культура – организация с данным типом культуры обеспечивает адаптивность, гибкость и творческий подход к решению проблем, для которых характерна неопределенность, двусмысленность или перенасыщение информацией. Здесь люди готовы идти на риск и жертвовать собой; эффективное лидерство заключается в умении предвидеть, новаторстве и ориентации на риск. Важной особенностью является готовность к изменениям и восприятие новых вызовов времени и внешней среды.

Типология Д. Коула

Д. Коул выделил четыре типа организационной культуры: органическая, предпринимательская, бюрократическая, партисипативная.

Органическая культура характеризуется согласием с общей идеей, целями, задачами организации – руководство и коммуникации развиваются органично, без конфликтов. Для данного типа культуры свойственна рационализация производства, узкая специализация, высокий уровень сплоченности. Работники обеспокоены социальными потребностями и приобретают чувство самоидентичности только во взаимодействии с другими людьми. Персонал организации положительно реагирует на инициативы руководства, если оно учитывает социальные потребности подчиненных и, в первую очередь, потребность в общественном признании.

Предпринимательская культура основана на инициативе самих работников. Она предполагает наличие свободной инициативы и индивидуального творчества. Руководство сугубо демократическое, а коммуникации интенсивные и непредсказуемые. Работники готовы напряженно работать для достижения собственных целей. Наиболее эффективный способ мотивации работников – вызов, который открывает возможность их самореализации. Властные полномочия делегируются в исключительных случаях из-за опасений возможной ошибки. Работники свободны в своих действиях, до тех пор пока делают «правильные» вещи.

Бюрократическая культура предполагает наличие четко поставленных целей и задач, сильного руководства, регламентированных и понятных правил коммуникации. Сами работники ленивы, пассивны и нуждаются в жестком внешнем контроле. Ключевым побудительным мотивом в первую очередь является экономический интерес, поэтому руководству следует делать все для того, чтобы обеспечить для них максимальный доход.

Партисипативная культура характеризуется общностью ценностных установок, приоритетом общеорганизационных целей, наличием и полной реализацией демократических принципов руководства и коммуникаций. Для такой культуры характерно активное участие всех членов организации в анализе проблем, планировании совместных действий, в оценке и самооценке полученных результатов. Взаимодополняемость членов команды и общность основных ценностных установок обеспечивает полноценное использование индивидуальных навыков и умений. В организациях с таким типом культуры стандартные управленческие подходы зачастую не срабатывают.

Типология М. Бурке

Французский исследователь М. Бурке предложил классификацию организационной культуры, основанную на особенностях взаимодействия с внешней средой, размере и структуре организации и мотивации персонала. Он выделил восемь основных типов организационной культуры: культура «оранжереи»; культура «собирателей колосьев»; культура «огорода»; культура «французского сада»; культура «крупных плантаций»; культура «лианы»; культура «косяка рыб»; культура «кочующей орхидеи».

Культура «оранжереи» – основные характеристики данного типа культуры: бюрократическая система, очень слабая мотивация персонала, инертность к изменениям. Она характерна для статических организаций (в основном, государственных), которые пытаются не реагировать на изменения внешней среды, и направлена на сохранение достигнутых результатов.

Культура «собирателей колосьев» формируется, в основном, на мелких и средних предприятиях, структура которых полностью не определена. Поведение таких организаций определяется исключительно руководителем, а, следовательно, здесь не очень высокая мотивация действий персонала. Наблюдается высокий уровень текучести кадров.

Культура «огорода» присуща организациям, которые стремятся сохранить доминирующие позиции в соответствии со своими принципами на традиционном рынке, используя успешные апробированные модели с минимальными изменениями. Мотивация работников низкая.

Культура «французского сада» представляет собой, в основном, бюрократизированую структуру больших предприятий, для которой характерно отношение к людям как к «винтикам», необходимым для бесперебойной работы системы.

Культура «больших плантаций» характерна для крупных предприятий (корпораций) с дивизиональным типом организационной структуры, отличительной чертой которых является постоянное приспособление персонала к изменениям окружающей среды. Здесь, как правило, наблюдается высокий уровень мотивированности работников.

Культура «лианы», предполагает ориентацию каждого работника на требования рынка, минимальное количество управленцев и персонала, активное внедрение современных достижений в сфере информационных технологий, высокую мотивированность персонала. У каждого сотрудника формируется чувство ответственности за результаты работы всего коллектива и достижения целей организации в целом.

Культура «косяк рыб» формируется у предприятий с высокой маневренностью и гибкостью постоянно меняют свою структуру и поведение в зависимости от изменений рынка. Для данного типа культуры характерен тщательный отбор  персонала и его высокая мотивированность.

Культура «кочующей орхидеи» характерна для консалтинговых компаний, рекламных агентств и т.п. Они, как правило, имеют неформальную структуру, которая постоянно меняется. Исчерпав возможности одного рынка, организация переходит к другому, предлагая единственный в своем роде товар. Отмечается относительно низкая мотивация деятельности работников.

Приведенный перечень типологий организационных культур не является исчерпывающим, что свидетельствует о значительном интересе ученых к данной проблематике, а, значит, о ее важности и необходимости дальнейшего изучения. Конечно, описанные типы организационной культуры практически не встречаются в чистом виде. В реальной жизни они смешаны с доминирующим влиянием одной из них.

С уверенностью также можно утверждать, что не существует даже двух идентичных культур. Каждой конкретной организации присуща собственная уникальная организационная культура с определенным набором элементов и связей между ними. Она меняется как под влиянием внешней среды, так и под действием внутренних факторов, связанных со спонтанными изменениями или сознательными действиями руководства в этом направлении.


Список использованных источников

  1. Дорофеева Л.И. Организационная культура: учебное пособие и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л.И. Дорофеева. – Саратов, 2018. – 89 с.
  2. Организационная культура : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Смирнова [и др.] ; под редакцией В. Г. Смирновой. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 306 с.
  3. Шапиро, С.А. Организационная культура : учебное пособие / С.А. Шапиро. – Москва : КНОРУС, 2017. – 256 с.