Введение Процесс глобализации, составляет новый исторический этап в развитии человечества, охватывает все большее количество государств и народов. Увеличивается интенсивность контактов между странами, активизируется взаимодействие между ними, растет потребность в общении и сотрудничестве между людьми с различными культурными традициями, что мотивирует необходимость усилить изучение национальных культур. Интерес к Китаю (КНР) в Европе начал возникать лишь несколько веков назад, но очень вырос в последнее время. Это можно объяснить усилением роли этой страны на мировой арене, ее успехами в развитии экономики, а также накопленными в течение тысячелетий культурными достижениями.
И китайские, и зарубежные исследователи утверждают, что секрет высоких темпов современного развития страны состоит в бережном сохранении многовековых духовных ценностей китайской цивилизации, которые пронизывают все социально-экономическую жизнь Китая. Это обусловливает необходимость изучения эффективно функционирующей системы китайской духовной культуры, которая опирается на философско-этическое учение выдающегося китайского философа, образовательного и общественного деятеля Китая V и – V вв. до н.э. Конфуция (551-479 гг. До н.э.) – китайское имя Кун-цзы. Обращение к идеям мыслителя, прежде всего, объясняется тем, что на протяжении более двух с половиной тысяч лет они регулировали основные аспекты жизни китайского общества. Его учение детерминировало развитие китайской культуры в прошлом и не утратило влиятельности по сей день, программируя настоящее и будущее не только Китая, но и государств так называемого «конфуцианского культурного региона» – Японии, Кореи, Вьетнама, Сингапура. На основе идей Конфуция формировались подходы к управлению страной, утверждались нормы общественной морали, производились единые правила воспитания, а именно: уважение к предкам, требование нравственного совершенствования личности путем подавления эгоистических желаний, обостренное чувство долга, установления гармоничных отношений между различными слоями населения при условии обязательной лояльности к власти. Под влиянием этических наставлений Конфуция сформировалась ментальность китайской нации.
В основе конфуцианства лежит идея гармонии принципов нравственного личного самосовершенствования и деятельности, направленной на упорядочение государства во имя создания идеального общества, соответствующего древним образцам. Данное эссе посвящено представлению о совершенной (идеальной) личности в учении Конфуция.
Основная часть Анализируя мировоззренческую концепцию древнекитайского философа Конфуция, следует подчеркнуть, что главное внимание он уделял тем положениям, которыми в современных условиях, занимается социальная этика.
Критикуя нравственные каноны своего времени и высоко оценивая в этом смысле традиции прошлых веков, Конфуций создал на основе противопоставления прошлого и современных ему общественных реалий свой идеал личности (совершенного человека), которую назвал цзюнь-цзы. Одним из вариантов перевода этого понятия является словосочетание «благородный муж». Используя данный термин (цзюнь-цзы) Конфуций подразумевал под ним некий идеал, для любого человека, испытывающего потребность в самосовершенствовании. В сочинении «Лунь юй» Конфуций применял термин «благородный муж» в различных контекстах (он использован в текстах произведения более чем семьдесят раз). Однако, поскольку «Лунь юй» – это фактически изложение бесед Конфуция и его учеников, а не систематизированное авторское изложение идей, в тексте отсутствует исчерпывающее толкование данного понятия.
Мудрец, отвечая на вопросы своих учеников высказывался следующим образом:
«Совершенный человек всегда исходит из чувства справедливости, которое выражается в том, что в своих делах он следует правилам поведения (ли), в речах скромен, при завершении дел правдив. Именно таким является совершенный человек»[1, с.36];
«Совершенный человек всегда думает о девяти вещах:
- чтобы слышать четко;
- видеть ясно;
- чтобы его лицо выглядело приветливым;
- чтобы речь его была искренна;
- чтобы его поступки вызывали уважение;
- чтобы его действия были осторожны;
- о необходимости обратиться за советом, когда возникают сомнения;
- о необходимости понимать возможные последствия своего гнева;
- о необходимости следовать справедливости, когда существует возможность извлечь пользу»[1, с.42].
Таким образом, совершенный человек не стремится к роскоши в своей повседневной жизни, избегает лишних споров и стремится делать то, о чем говорит, то есть обеспечить соответствие своих слов и поступков. Вместе с этим такой человек обращается за советом к более опытным мужам, в случае, когда появляются сомнения. И главное – он с энтузиазмом относится к учебе.
Если в доконфуцианский период понятие цзюнь-цзы относилось к воспитанным представителям общества с элегантными аристократическими манерами, то Конфуций так характеризовал и оценивал учеников, которые в процессе нравственного развития, достигают величия благородного мужа посредством подчинения всей жизни нравственному самовоспитанию и самосовершенствованию. Таким образом, произошло изменение содержания понятия «благородный муж», что стало достижением древнекитайского мыслителя, поскольку до него такого философского толкования указанное понятие не имело. Именно Конфуцию принадлежит ведущая роль в трансформации концептуальной модели благородного мужа от аристократически воспитанной и образованной личности к благородному мужу как человеку, жертвующему своей жизнью ради нравственного развития и совершенствования [4, с.116].
Конфуций также наделил совершенную личность («Благородного мужа») определенными обязательными характеристиками, среди которых: скромность, справедливость, честность, искренность, приветливость, осторожность, почтительность, бесстрастие, возможность сдерживать свои желания, отвращение к клеветникам и безрассудству и тому подобное. Совершенный человек, по мнению Конфуция, в жизни должен все видеть и понимать, быть сдержанным в разговорах, осмотрительным в поступках, во время гнева – обдумывать действия, а в выгодном мероприятии – заботиться о честности. С детства такой человек должен избегать неограниченного удовлетворения всех своих желаний, в зрелости – ссор, а в преклонном возрасте – скупости [5, с.240].
Совершенный человек также должен быть свободным и спокойным , равнодушным в отношении богатства, пищи, жизненного комфорта и материальных благ. При этом его жизненный путь нацелен на поиск истины, реализацию высокой идеи служения обществу и людям. Он, никогда не останавливается на достигнутом и постоянно занимается самосовершенствованием.
Говоря о человеческом совершенстве, Конфуций не мог отказаться от идеи иерархии черт человеческой. По его словам, какой бы ни была завидной судьба «тех, кто знает», «гуманные» люди стоят выше их, потому что они «не просто знают свое знание», но еще и воплощают его в жизненной деятельности: «Те, которые знают, радуются водам. Гуманные радуются горам. Те, которые знают – активные, гуманные – спокойные. Те, которые знают – наслаждаются жизнью, гуманные – живут долго». Знание изменчиво и побуждает нас к действию, изменениям, возможно, потому Конфуций сравнивает его с водным потоком. Что касается гуманности, то она, по его мнению, дарит бесконечный покой и в этом смысле подобная горам. Спокойствие гуманной личности и деятельность той, которая познает, сравнимы с горой и рекой – двумя сторонами совершенной личности в трудах Конфуция [2, с.88].
Согласно учению Конфуция еще одной обязательной характеристикой, присущей цзюнь-цзы было качество, которое в переводе на русский язык определяется как обязательство (обязанность, долг). В его трудах оно описывается, прежде всего, как моральное обязательство, которое личность, учитывая присущие ей достоинства и жажду совершенствования, сама возлагает на себя. Обязанность диктуется исключительно внутренним убеждением человека в том, что в данной ситуации морального выбора поступить необходимо именно так. Содержание понятия долг диаметрально противоположно сути того, что характеризует материальную выгоду, свойственную обычному человеку. В подтверждение этого тезиса приведем следующее конфуцианское высказывание: «Благородный муж непременно думает о своем долге, а маленький человек стремится лишь к получению о получении своей пользы».
В трудах Конфуция существует много аспектов и разных проявлений и ощущения человеком долга. Однако главная его суть сводится к тому, что человек долга обязан, в первую очередь, быть преданным и надежным, не жалея себя и не покладая рук верой и правдой служить своему правителю, отцу, или просто старшему по возрасту. Человек долга обязан постоянно стремиться к развитию и самосовершенствованию, учиться на протяжении всей жизни, пытаясь постичь мудрость своих предков [3, с.64].
Конфуций и его последователи стремились при помощи этико-воспитательного учения сформировать новый тип личности, которая впоследствии могла бы трансформироваться в «совершенного человека» («благородного мужа»). Следует отметить, что конфуцианцы собирались превращать в «благородного мужа» не любого обычного человека, а лишь добропорядочных членов семьи. Это можно считать одним из основных отличий конфуцианства от других философско-религиозных течений, которые были открытыми для всех людей, стремящихся стремился к духовному развитию.
Конфуций полагал, что поскольку, семья, представляющая собой естественную общность людей, находится на более высоком уровне нравственного развития, чем социальное окружение, то она, выступая центром этического благополучия, должна была оказывать положительное влияние на вне семейное окружение, закладывая в его участников стремление к формированию и соблюдению этического кодекса, пригодного, как внутри семьи, так и для всего общества.
По мнению современных исследователей конфуцианства, основная историческая заслуга Конфуция заключается в том, что он создал новый тип личности, первого в духовной истории Китая «преобразованного» человека, а также впервые в истории китайской культуры создал «реальную модель идеальной личности, которая значительно повлияла на формирование национального характера и духовной жизни народов Китая, Кореи, Японии и Вьетнама» [4, с.239].
Заключение Подытоживая размышления Конфуция об идеальной личности, отметим, что он впервые в истории не только Китая, но и мира поставил цель изменить человека, целесообразно вмешиваясь в формирование его морали и способствуя его совершенствованию. Первым важным шагом на пути нравственного преобразования личности философ считал преодоление ею корыстолюбивых интересов, с последующим полным преодолением корыстно-эгоистических интересов. По мнению Конфуция моральное преобразование человека должно осуществляться с начала жизни («дороги») под руководством наставника, а дальше человек должен работать над своим нравственным ростом самостоятельно на протяжении всей жизни. Считается, что последователь учения Конфуция должен перевоплощаться в процессе воспитания и обучения, которые, в идеале, тоже должны продолжаться всю жизнь. Именно усвоение текстов, в которых, по мнению конфуцианцев, собран накопленный древним китайским обществом полезный опыт улучшения различных аспектов человеческой жизни, должно было вызвать в душах учеников радикальные изменения и приводить к постепенному угасанию корыстолюбия и доминированию общественных интересов. Критерием высокой добродетели, которая отличает обычного человека от идеального (совершенного) по Конфуцию необходимо считать приобретение такой черты характера, как гуманность. Уверенность в том, что гуманность зарождается именно в семье, можно отнести к тем фундаментальным основам конфуцианства, которые прошли сквозь века. Совершенствование человека может происходить только в ходе естественного развития, начинаясь в рамках семьи, продолжаясь в условиях локального общественного окружения и распространяясь на жизнь всего общества.
Список литературы
- Беседы и суждения / Конфуций; [пер. с кит. В.П. Васильева, П.С. Попова, В. А. Кривцова]. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 350 с.
- Каидзука Сагэки. Конфуций: первый учитель поднебесной / Сагэки Каидзука; [пер. с англ. А. Б. Вальдман]. – М.: Центрполиграф, 2003. – 269 с.
- Конфуций. Суждения и беседы. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. – 224 с.
- Мартынов А.С. Конфуцианство: этапы развития. Конфуций. «Лунь юй» / А.С. Мартынов. – Санкт-Петербург: Азбука-классика: Петербург. востоковедение, 2006. – 344 с.
- Переломов, Л. С. Конфуций: «Лунь Юй»: исслед., пер. с кит, коммент.: факсимильный текст «Лунь Юя» с коммент. Чжу Си / Л. С. Переломов. Москва: Восточная литература, 2000. – 588 с.