В современном мире в сфере культуры и искусства все большее значение приобретает менеджмент концертно-зрелищных мероприятий. На уровне практического применения он начал складываться еще с древнейших времен, как только возникла необходимость в организации массовых действ и зрелищ. Независимо от исторической эпохи и национальных традиций взаимодействие между искусством и аудиторией всегда нуждалось в управлении.
Всякий спектакль, концерт (равно как и любое другое публичное зрелищное мероприятие) должны быть соответствующим образом организованы. Все участники должны знать свою роль, а публика оповещена о времени и месте проведения мероприятия, а также о принятых в его рамках правилах поведения. Если же речь идет о коммерческих мероприятиях, к которым и относятся показы фильмов, драматических и музыкальных представлений, то им необходима весьма активная реклама и организация продажи билетов. Каждый аспект культурного зрелищного события, не говоря уже о событии в целом, требует продуманного руководства, которое стихийным образом присутствовало в практической деятельности с незапамятных времен.
Сегодня менеджмент в сфере концертно-зрелищных мероприятий выступает одним из направлений арт-менеджмента (менеджмента в сфере искусства). Предметом исследований как самостоятельное научное направление менеджмент в искусстве стал лишь в ХХ веке. Это обусловлено, в первую очередь, активным развитием общих положений теории управления, которая заняла свое место в системе научных знаний относительно недавно. Вместе с этим, в течение многих столетий человечеством был накоплен значительный опыт реализации творческих мероприятий, который нуждался в теоретическом осмыслении и обобщении. Большинство научных публикаций на тему менеджмента в сфере искусства представляют собой описание имеющегося опыта. При этом авторитетных и признанных научным сообществом теорий в области арт-менеджмента практически не существует: можно утверждать, что соответствующие теоретические представления находятся в стадии формирования.
Деятельность в сфере искусства, как и всякая другая, даже в том случае если она не предполагает получение прибыли, должна приносить достаточный доход, который компенсировал бы неизбежные расходы. Такая деятельность, как и всякая другая, предполагает наличие «клиентуры», называемой условно аудиторией или публикой. Иными словами, она удовлетворяет имеющиеся общественные потребности, и в ее рамках осуществляется обмен ресурсами – духовными и материальными, между всеми участниками этой деятельности.
С точки зрения организации производства и продажи продуктов деятельности, арт-менеджмент берет на себя управление процессом, аналогичным любому другому производству и любому иному виду торговли, и потому арт-менеджмента не могут не касаться закономерности, найденные общим менеджментом, или наукой об управлении.
При этом, менеджмент концертно-зрелищных мероприятий, как и другие направления арт-менеджмента имеет ряд специфических особенностей характерных для сферы искусства.
В отличие от других видов управления, творческий процесс, с точки зрения его организации, а также «продажа» результата высоко специфична. Производство и потребление творческих продуктов – музыкальных и литературных произведений, театральных и кинематографических постановок по ряду специфических характеристик несравнимы с потреблением продуктов и услуг, относящихся к другим сферам производственной деятельности вне искусства и культуры. В составе таких специфических особенностей можно отметить и сверхвысокий уровень риска, связанный с культурными и творческими проектами, и отсутствие прямой зависимости между сроками производства творческого продукта и его итоговой стоимостью, и маркетинговыми стратегиями и ценовой политикой при реализации художественных продуктов, обладающих уникальными чертами.
Таким образом, специфика творческой деятельности (как со стороны производства, так и со стороны потребления) оказывает огромное влияние на собственно управленческие процессы, то есть на арт-менеджмент.
Для того чтобы понять специфику менеджмента концертно-зрелищных мероприятий, следует вначале опереться на общие закономерности, свойственные всем процессам управления, независимо от их направленности. Какими бы исключительными не были особенности управления в сфере искусства, они неизбежно представляют собой частный случай более общих закономерностей, а именно менеджмента как системы организации производства и реализации определенного продукта.
Подобно другим видам теоретического осмысления процессов управления, теория менеджмента в сфере искусства направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, устанавливает свои связи между причиной и следствием, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.
Опираясь на теоретические установки и принципы менеджмента, а также взяв за основу официальные документы и имеющийся массив специальных исследований, можно выделить основное содержание и цели менеджмента в сфере искусства как управленческой деятельности. Основные направления такой деятельности, характерные также для менеджмента концертно-зрелищных мероприятий, включают:
— постановку социально-культурных, познавательных целей и задач;
— организацию и управление процессами развития культуры и искусства;
— выявление наиболее актуальных, социально значимых направлений в сфере культуры и искусства и их воплощение в конкретных мероприятиях;
— проведение творческих и зрелищных мероприятий – конкурсов, фестивалей, выставок, концертов, спектаклей, и т. п.;
— анализ и коррекция содержания деятельности в процессе подготовки мероприятий с учетом их ценностного и смыслового значения и уровня исполнительского профессионализма;
— формирование духовно-нравственных ценностей и идеалов, совершенствование художественных вкусов, повышение уровня интересов и потребностей, как исполнителей, так и аудитории;
— создание благоприятных условий и образовательной (просветительской) среды для успешной творческой деятельности участников мероприятий и эффективного художественного воспитания аудитории;
— организация рекламно-маркетинговой деятельности, обеспечивающей распространение информации, способствующей наиболее эффективному и широкому охвату аудитории.
Как направление профессиональной деятельности менеджмент концертно-зрелищных мероприятий представляет собой совокупность управленческих действий, обеспечивающих достижение целей мероприятия, как творческих, социальных, так и коммерческих. Управленческая деятельность, в том числе и в искусстве, предполагает три основные стадии.
На первой стадии разрабатывается стратегия деятельности по реализации конкретного творческого проекта (гастрольного тура, конкурса, кинофестиваля и т. п.), управление которым осуществляется с соблюдением основных последовательных этапов. Здесь имеется в виду разработка и постановка цели, прогнозирование желаемых результатов и перспективное планирование.
На второй стадии осуществляется операционное управление – создание нужной структуры, призванной осуществить поставленные цели и привлечь необходимые ресурсы, как материально-технические, так и творческие, а также представление основной цели как комплекса взаимосвязанных задач и разделение обязанностей по их выполнению. На этой же стадии осуществляется основная деятельность в рамках проекта в соответствии с намеченным планом и проводится корректировка способов реализации задач, поставленных на стадии планирования.
Заключительная стадия – это контроль и анализ достигнутых результатов, сбор обратной связи.
Одним из ключевых положений теории управления является спиралевидное течение процессов управленческой деятельности. Иными словами, каждый уже завершившийся процесс, в котором достигнута поставленная цель, одновременно выступает отправной точкой для нового управленческого цикла.
Как и в других сферах управления, в рамках менеджмента в сфере искусства окончание предыдущего цикла является началом следующего. Эффективность менеджмента зрелищно концертных мероприятий обеспечивается за счет единства всех видов процесса управления: экономического, организационно-технического и социально-психологического. При этом экономическая сторона управления – это управление финансово-экономическими аспектами, организационно-техническая – управление производственными процессами и ресурсным обеспечением, а социально-психологическая – управление персоналом, а также взаимодействие с потребителями конечного продукта.
Проведенный краткий анализ позволяет утверждать, что современный менеджмент концертно-зрелищных мероприятий, как направление арт-менеджмента, с теоретических позиций представляет собой сложный содержательный комплекс, обобщающий цели и задачи, принципы и функции, этапы и стадии управленческой деятельности, реализация которых позволяет создать и воплощать различные творческие концертно-зрелищные мероприятия, каждое из которых выполняет собственную социально-значимую миссию.
Функции менеджмента концертно-зрелищных мероприятий подробно описаны в следующей СТАТЬЕ.
Список использованной литературы
1. Командышко Е.Ф. Арт-менеджмент : учебник / Е.Ф. Командышко. – М.: ИНФРА-М, 2019. – С. 107.
2. Ли Се-Унг Арт-менеджмент XXI века / Ли Се-Унг. Политическая энциклопедия, 2018. – С. 75.
3. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; Пер. с англ. О.И. Медведь. – М.: Вильямс, 2016. – С. 265.