Проектное управление концертно-зрелищными мероприятиями


Концертно-зрелищные мероприятия как объект проектного управления

Неповторимость каждой конкретной творческой идеи предполагает достижение уникального результата, что заставляет подходить к ее реализации, используя гибкое, адаптивное управление.  Все это обуславливает растущую популярность применения подходов проектного менеджмента в реализации современных арт-проектов, когда реализация мероприятий возлагается на проектную команду.

Состав участников проектной команды в концертно-зрелищной сфере определяется его масштабом и спецификой конкретного проекта. Однако в большинстве современных арт-проектов для эффективного управления и продвижения продукта в состав команды обязательно включаются специалисты четырех направлений деятельности (табл. 1).

Таблица 1 — Основные участники проектной команды (арт-проекта)

Каждый из представленных в таблице блоков выполняет ряд специфических задач, которые в комплексе обеспечивают успех, в том числе коммерческий, конкретного концертно-зрелищного проекта.

Функционирование системы современного шоу-бизнеса предполагает органическую взаимосвязь финансового, организационного и творческого аспектов управления. В частности, финансовый аспект состоит из координированной профессиональной деятельности инвесторов, спонсоров, меценатов, финансовых директоров и менеджеров и др. В соответствии с условиями контракта, спонсор в равной степени владеет правом непосредственного участия в разработке и реализации шоу-бизнес-проекта или долевого распределения обязанностей на продюсера конкретного проекта.

Финансовый директор, среди прочего, наделен консультативно-совещательной функцией по приобретению необходимого оборудования, целевого привлечения инвестиций, их возможного эффективного вложения или размещения.

Исполнительный продюсер как первый помощник генерального продюсера решает значительную часть вопросов управленческой сферы, но без права кардинального корректировки проекта. Кроме того, он должен заниматься также формальностями, связанными с организационными и финансовыми документами.

Гастрольный директор занимается организацией различных концертов в диапазоне от отдельных клубных выступлений в крупномасштабных региональных турне. Он является ответственным также за бронирование билетов и мест в гостиницах для удобного проживания артистов гастролирующих трупп, звукорежиссера и других членов менеджерского состава группы, составляет план концертных выступлений, учитывая представленные заказы на выступления и динамику текущей ценовой политики. Несмотря на большой объем организационно-технической работы, гастрольный директор обычно имеет помощников в лице администратора тура и менеджеров.

Арт-менеджер выступает экспертом в творческой деятельности участников шоу. В обязанности арт-менеджера как организатора творческого труда артистов входит отбор жанровости и стилистики эстрадно-концертных программ, корректировка процесса совершенствования художественно-сценического мастерства исполнителей и коммерческая оценка результатов коллективного художественного творчества, которая, в свою очередь, была бы невозможна без сценариста, режиссера, продюсера, имиджмейкера и др.

В разделении труда участников проекта в концертно-зрелищной сфере ведущая роль принадлежит таким творческим фигурам как артист, музыкант, исполнитель, автор, или писатель, что обуславливает высокую персонализацию продукта. При этом в современном мире роль автора значительно сократилась. Это связано с тем, что сегодня в концертно-зрелищной индустрии руководство проектом осуществляют такие субъекты как менеджеры, промоутеры и продюсеры, а автору может быть отведена лишь роль наемного сотрудника. В отдельных ситуациях автор может заниматься своим продвижением самостоятельно, однако это негативно отражается на эффективности процесса в сравнении с работой проектной команды с четким распределением зон ответственности.

Сегодня ведущая роль в реализации концертно-зрелищного проекта по праву принадлежит его продюсеру. Перечень его задач во многом схож с задачами задачам предпринимателя: продюсер осуществляет поиск новых идей для воплощения проекта в жизнь и оценивает все возможные риски, связанные с их реализацией. Он также несет ответственность за качество и своевременность всех процессов от начала планирования проекта и до его полного завершения. В обязанности продюсера входит подбор и формирование проектной команды, планирование и контроль исполнения бюджета проекта, разработка рекламной стратегии и программы продвижения проекта на рынке и другое.

При этом одной из ключевых задач продюсера коммерческого проекта остается поиск идей для проекта, которые смогут оправдать финансовые вложения и обеспечить получение прибыли для инвесторов. Авторами идей могут быть любые претенденты, независимо от наличия популярности и опыта. Здесь действует правило, что чем более неординарным и ярким является человек, тем выше у него шансы стать «звездой». Исходя из этого, другой ключевой задачей продюсера становится поиск и популяризация таких ярких личностей. Этот процесс достаточно длительный и требует значительных финансовых затрат. Талант продюсера состоит в способности не только найти талант, но и достоверно оценить потенциал его творческого развития в перспективе.

Деятельность этого специалиста всегда прямо или косвенно связана с практическим решением задач современной имиджелогии, художественной рекламы, маркетинга и делового администрирования. Современный арт-продюсер способствует подъему уровня малоизвестного исполнителя имиджа звезды эстрады, выведению новой талантливой песни на престижный рейтинг восприятия массовой аудиторией и тому подобное. Практическим залогом такого успеха является взаимовыгодное сотрудничество с творческими художественными коллективами и профессиональная организация художественно-креативного процесса.

Таким образом, чтобы обеспечить успешную реализацию проекта продюсер должен обладать глубокими знаниями в сфере маркетинга, финансов, культуры, политики, стратегического менеджмента. Он должен уметь оценивать и принимать риски, обладать интуицией, амбициями, художественным вкусом, и, что не менее важно иметь хорошую репутацию в профессиональной среде.

Существенной особенностью воплощения в жизнь зрелищно-концертных проектов можно назвать то, что их коммерческий и творческий успех могут иметь существенные отличия. Если высокое качество продукта в других областях коммерческой производственной деятельности намного повышает, а иногда и гарантирует его успешную продажу, то в зрелищно-концертных проектах такая связь не очевидна. Художественная ценность произведения, созданного в рамках арт-проекта, и коммерческий успех его реализации далеко не идентичные величины. В этом случае перед менеджментом проекта встает задача отыскания маркетингового ключа к рекламе продукта: во всех случаях это означает повышение престижа произведения путем получения фестивальных премий, особого успеха у критики и знатоков, других способов привлечения внимания к проекту.

В современных условиях успешность концертно-зрелищного мероприятия зависит от того, насколько верно определены его цели и задачи, выбраны методы и формы, согласованы действия всех участников творческого события, т. е. от его правильной и эффективной организации.

Удовлетворение порой неосознанных самим обществом, но лишь предчувствуемых потребностей является одним из важнейших условий успеха зрелищного арт-проекта. Его предполагаемый результат, пока воображаемый, тоже, в свою очередь, помогает в определении цели, создании на ее основе своеобразного идеального образа, к которому следует стремиться. В психологическом смысле целеполагание концертно-зрелищного проекта выступает как сложное явление, включающее в себя рациональное и одновременно эмоциональное начало.

Многоаспектный комплекс идей, являющихся целью проекта, предстает как сочетание противоположностей: сознательного и бессознательного, традиционного и инновационного, прогностического и фантастического, вероятного и невероятного, следующего общим установкам и одновременно уникального. Все это, взаимодействуя друг с другом, помогает выстроить будущую деятельность по реализации проекта, приближая его к конечному результату.

Таким образом, современные технологии управления мероприятиями в концертно-зрелищной сфере не являются жесткой и однозначной последовательностью управленческих действий. Здесь следует учитывать уникальность каждого отдельного творческого продукта и подходить к решению поставленных задач с определенной мерой гибкости и адаптивности. Именно такой подход обеспечивается технологиями проектного управления.

Проектное управление в организации концертно-зрелищных мероприятий и с точки зрения состава и командной роли участников проекта имеет свою специфику. Однако в большинстве случаев успех проекта обеспечивается согласованной работой специалистов финансового, организационно-правового, творческого и PR-направления. Ведущая роль в реализации проекта по праву принадлежит его генеральному продюсеру.

С понятием менеджмента концертно-зрелищных мероприятий Вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ.

Text.ru - 100.00%