Функции менеджмента концертно-зрелищных мероприятий


Общим и исходным научным основанием для менеджмента концертно-зрелищных мероприятий являются научные теории общего менеджмента. Анализируя теоретические основы и содержание управленческой деятельности в сфере искусства, следует особое внимание уделить ее функциям, без реализации которых невозможно эффективное проведение творческих мероприятий.

В составе этих функций, которые обеспечивают реализацию любого творческого проекта, прежде всего, необходимо отметить функцию целеполагания. Целеполагание представляет собой комплексную процедуру определения одной или нескольких целей, обеспечивающих реализацию конкретных творческих проектов и идей. Целеполагание является отправной точкой организации творческой деятельности, имеющей конкретное содержание и индивидуальную форму. Общеизвестно, что от правильности постановки целей зависит успех любого мероприятия. В основе выбора той или иной цели лежат правильно почувствованные и зачастую бессознательно угаданные менеджером проекта социальные потребности.

Постановка цели естественно приводит к следующей функции менеджмента – планированию, благодаря которому логически выстраивается последовательность тех или иных действий, ведущих к желаемому результату.

Планирование включает в себя, прежде всего, замысел, который необходимо воплотить в жизнь, но уже не как абстрактную идею, а как совокупность конкретных шагов с указанием сроков проведения каждого из них, локальных целей и задач каждого этапа, направления подготовительных работ и собственно воплощения в жизнь задуманного мероприятия.

Планирование предполагает непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации или коллектива проекта за счет выявления новых возможностей, создания благоприятных условий и учета разнообразных факторов, воздействующих на ход деятельности. Поэтому планы не должны носить директивного характера, они должны обладать определенной гибкостью и меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

Наряду с планированием в ходе деятельности творческой организации или реализации проекта играет роль еще одна значимая функция, а именно функция прогнозирования (т. е. предсказания, предвидения, прогноза тех или иных событий).

Планирование и прогнозирование в рамках менеджмента концертно-зрелищной деятельности предполагает выбор наиболее оптимальных и совершенных методов достижения цели, направляя творческий поиск всех участников, позволяя более гибко адаптироваться к факторам окружающей среды и учитывая нормативно-правовую базу, в соответствии с которой проводится мероприятие.

Следует отметить, что прогнозирование приобретает особое значение не только в управлении творческими организациями и проектами.

Третья не менее важная функция менеджмента концертно-зрелищных мероприятий – это функция организации, направленная на подбор и формирование команды для реализации проекта, обеспечение его материалами, оборудованием, финансами, необходимыми для творческой работы, т. е. создание реальных условий для достижения запланированной цели. Организационная работа – основной этап реализации творческого проекта, представляющий собой совместную работу сотрудников, выполняющих разные задания для осуществления единой цели. В основе организации лежит совокупность конкретных действий, направленных на координацию деятельности коллектива, выполняющего творческий проект.

Организация как ключевая функция менеджмента и как составляющая всего процесса управления руководствуется стратегическими целями и задачами, опирается на планирование и прогнозирование, обеспечивает четкое выполнение конкретных обязанностей всеми членами коллектива, обладающими соответствующей квалификацией и получившими соответствующие инструкции.

В процессе организации как наиболее многосоставной и сложной части менеджмента, необходимо учитывать ряд факторов, оказывающих решающее влияние на успех деятельности. Прежде всего, это мотивация, или создание внутреннего побуждения к действию. Для создания мотивации осуществляется экономическое и моральное стимулирование, содержание труда строится таким образом, чтобы пробуждать интерес работников и создавать условия для проявления их творческого потенциала. Осуществляя эту функцию, менеджеры творческого (концертно-зрелищного) проекта (мероприятия) должны постоянно держать в поле зрения необходимость постоянно поддерживать заинтересованность работников как непременное условие результативности их работы.

Центральной же функцией процесса управления, обеспечивающей его бесперебойность и непрерывность, оказывается координация. Она обеспечивает согласованность в работе всех структурных подразделений и отдельных лиц, участников коллектива путем установления коммуникативных связей между ними. Для этого используются собрания, встречи, отчеты, интервью, телекоммуникационные технологии, необходимые документы.

Координация и коммуникация как функции менеджмента трактуются как «горизонтальные» связи, где между работниками не возникают отношения «руководитель – подчиненный», а напротив, включаются механизмы равноправного взаимодействия, формируется атмосфера партнерства, без которой не может состояться ни один проект. Более того, в творческих организациях с господствующим в них неформальным характером отношений между членами коллектива, координация и коммуникация играют еще более существенную роль, нежели, например, в крупных коммерческих компаниях или государственных организациях с четко выдержанной субординацией.

По ходу деятельности, к чему бы она ни относилась, постоянно осуществляется принятие решений, или перебор альтернатив, выбор одного варианта из двух или нескольких возможных. Оценка принятого решения выполняется с помощью функции контроля.

К числу весьма важных решений в реализации творческих проектов относится подбор персонала, заключающийся в создании необходимого резерва кандидатов на все виды деятельности, на отдельные должности с возложением определенных обязанностей на каждого члена коллектива, а также поиск и утверждение отдельных наиболее компетентных специалистов. Отбор кадров осуществляется путем выбора подходящих кандидатов, при этом учитывается уровень профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества, образование.

Здесь необходимо оговориться, что так же, как в процессе формирования цели, создания замысла проекта, подбор персонала для работы в искусстве высоко специфичен и зачастую несравним с аналогичными процессами в других областях. Здесь играют роль факторы, гораздо менее задействованные в других, нехудожественных сферах деятельности: это, во-первых, репутация, понятие весьма условное, однако зачастую играющее решающую роль в продвижении того или иного работника. В отличие от работников других организаций, у артистов, художников, танцовщиков, режиссеров, музыкантов и т. д. есть определенный имидж, сформированный в профессиональной среде и выраженный в их репутации. Она не исчерпывается ни почетными званиями, которые они имеют, ни послужным списком, которым они могут похвастаться. Репутация – неуловимая материя, существующая помимо художественно-артистической среды лишь на высоких уровнях бизнес-иерархии, когда главы и крупные руководители корпораций на протяжении всей своей деятельности формируют определенную репутацию, в соответствии с которой и развивается их дальнейшая карьера.

Помимо репутации огромную роль в принятии решений в области менеджмента концертно-зрелищных мероприятий играет интуиция. Нередко режиссер не может сказать, почему он отдает предпочтение тому или иному актеру; дирижер не может сформулировать, почему тот или иной музыкант устраивает его больше, нежели другой, равный ему или даже превосходящий его по всем формальным критериям. В выборе исполнителей для творческого проекта интуиция играет едва ли не решающую роль, и этот фактор коренным образом отличает менеджмент в сфере искусства от других управленческих сфер. Можно лишь констатировать, что подбор персонала для творческих проектов, опирается в большинстве случаев на неформальные критерии, которые не только не имеют однозначной формулировки, но иногда даже не поддаются рациональному осмыслению.

Сопутствующей функцией менеджмента концертно-зрелищных мероприятий, неотделимой от других, является реализация, способствующая воплощению в творческую практику планов, прогнозов, проектов, идей и творческих замыслов. На практике она реализуется при помощи таких механизмов как стимулирование, корректирование, регулирование и контроль. Их совместное взаимодействие позволяет эффективно решить поставленные задачи, не отклоняться от задуманного и достичь желаемого результата.

Осуществление этих функций означает постоянную сверку всего процесса работы над проектом с его идеальным видением, давшим ему начало. Естественно, полной гармонии здесь нет и не может быть, поскольку реальная жизнь вторгается в намеченные планы в области творчества и искусства даже в большей степени, нежели в других сферах управления – в ходе осуществления проекта он сам может в достаточной мере измениться по чисто творческим основаниям, что гораздо реже наблюдается в проектах, не имеющих отношения к искусству.

Финансовые условия исполнения проекта могут также измениться, и, как правило, не в лучшую сторону: в отличие от обычных коммерческих проектов, творческие проекты зачастую полагаются на спонсорскую поддержку, а, как известно, спонсоры, в отличие от кредиторов и иных коммерческих структур, не связаны с продюсером проекта юридическими обязательствами.

Существует еще множество причин, из-за которых намеченные руководством проекта планы могут измениться; в связи с этим менеджмент концертно-зрелищных мероприятий в части регулирования, корректирования и контроля по необходимости должен обладать чрезвычайной четкостью и гибкостью.

Анализ работы, проведенной творческим коллективом, ее конечный результат полностью зависит от эффективности применения всех вышеперечисленных функций. Контроль является своеобразной оценочной функцией, позволяющей выявить количественный и качественный уровень проведенной работы. Он дает возможность измерить достижения за определенный период и сравнить их с ожидаемыми результатами. Контроль позволяет предпринимать корректирующие действия по предотвращению отклонений или изменению цели.

Таким образом, реализация функций менеджмента в сфере концертно-зрелищных мероприятий имеет свою специфику, обусловленную особенностями творческих проектов, которые требуют применения подходов гибкого и адаптивного управления.

Text.ru - 100.00%

Список использованной литературы

1. Переверзев М. П. Менеджмент в сфере культуры и искусства / М. П. Переверзев. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 245 с.

2. Калашников А.В. «Культурный проект: от замысла к реализации». Материалы по проектной деятельности в сфере культуры. Опыт практической реализации проектов / ГБУК «БГЦНТ»; [сост. А. В. Калашникова]. – Белгород: БГЦНТ, 2017. – 64 с.

3. Коленько С.Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: Учебник и практикум для академического бакалавриата / С.Г. Коленько. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 370 c.