Сущность и значение креативных кластеров


Практика показывает, что творческие предприятия, преимущественно, находятся территориально близко друг к другу. Такая тенденция у субъектов креативных (творческих) индустрий проявляется даже больше, чем у предприятий других секторов. Политика, направленная на поддержку креативных индустрий на местном уровне, как правило, рассматривает такие индустрии как факторы городской регенерации и брендинга. Это своеобразная интерпретация научной теории американского экономиста, автора теории креативного класса Ричарда Флориды. В соответствии с этой точкой зрения, креативные индустрии выступают как поставщики культурных продуктов и услуг, что, в свою очередь, делает определенные города привлекательными для креативного класса работников и их инновационных работодателей.

Появление креативных кластеров в мире было обусловлено необходимостью представления продукции людьми творческих профессий для широкого обзора и сосредоточения ее в доступном для потребителей месте. Среди таких лиц сначала были художники, к которым впоследствии присоединились кинематографисты, дизайнеры, музыканты, журналисты. В связи с этим, для таких нужд начали рассматриваться пустые, заброшенные здания бывших промышленных зон или неиспользованные помещения, которые находились в частной собственности.

Вследствие взаимодействия участников творческого процесса и неограниченного времени для творчества формировалась комфортная среда для общения, работы, генерирования общих идей. При надлежащей поддержке местных властей такие творческие территории становятся составляющими городской инфраструктуры и интересными объектами общего доступа туристов, как это было в свое время в Великобритании. Льготы на аренду, предоставление доступных кредитов на развитие и собственно инвестирование средств местных бюджетов на развитие творческих кластеров – это неполный перечень той помощи, которую способны оказывать местные власти на местах создания таких креативных зон.

Необходимо отметить, что концепция развития креативных кластеров базируется на общей теории кластеризации бизнеса. Ее разработчиком считают американского экономиста Майкла Портера, сформулировавшего определение сущности «бизнес-кластера» как концентрации по географическому признаку взаимосвязанных между собой компаний, специализированных поставщиков в креативных отраслях, поставщиков услуг, фирм смежных отраслей и связанных институтов в конкретных отраслях, которые одновременно конкурируют и сотрудничают между собой.

Само же понятие «креативный кластер» (creative cluster) было сформулировано ведущим британским специалистом, куратором программы ЮНЕСКО «Creative Cities» Саймоном Эвансом, как сообщество творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории. Однако, по мнению Эванса, креативный кластер отличается от классического кластера тем, что в его состав входят научные парки, медиа-центры, а также некоммерческие организации – учреждения культуры, центры искусств и художники.

Креативные кластеры являются локацией для жизни и работы, где сосредоточены производство и потребление творческой продукции (товаров, работ и услуг) вместе с их исполнителями. Источниками их развития является разнообразие и изменения, обеспечивающие им успешное развитие в мультикультурных городских поселениях, имеющих особые местные отличия, но одновременно связанных с внешним миром.

Британская исследовательница, профессор Лиза Де Проприс, охарактеризовала креативный кластер как:

—    место, объединяющее творческих людей, имеющих общие интересы к происходящему, но не обязательно в той же области;

—    место, где люди, отношения, идеи и таланты могут дополнять друг друга;

—    среда, объединяющая разнообразие, инициативу или свободу выражения мнений (взглядов);

—    мощные, открытые и постоянно меняющиеся сети, поддерживающие индивидуальную уникальность и идентичность.

Итак, исходя из данных соображений можно четко определить ключевые факторы, которые обеспечивают возможности создания творческого кластера, а именно: наличие сообществ творческих профессионалов, их взаимодействие на основе общего профессионального интереса и определенного места их деятельности (профессиональной локации – творческих округов, хабов, креативных городов и т. п.).

Поскольку в результате такого взаимодействия вырабатываются новые идеи, которые в дальнейшем материализуются в конкретные креативные продукты (работы, услуги), то вполне логично, что для благоприятного функционирования креативных кластеров важное значение играет рынок, который представлен творческими и культурными индустриями, и которые в свою очередь, формируют потенциал креативной экономики как отдельного сегмента национальной экономики. Кроме рынка, решающую роль при создании креативных кластеров играют еще культурный, географический факторы и политика органов власти различных локальных уровней по формированию благоприятной для их развития творческой среды с необходимой инфраструктурной поддержкой.

Определяющими факторами успеха деятельности творческих кластеров считаются: наличие действующих сетей и партнерства; мощная инновационная база с поддержкой научно-исследовательской деятельности; наличие развитых профессиональных и коммуникационных навыков креативного человеческого капитала.

Креативные кластеры возникают на конкретных территориях в результате органичного взаимодействия различных сфер: производственной, человеческого труда, науки, образования, услуг, определяющих направления их специализации, присущие конкретным территориям. В теории креативной кластеризации предлагается два подхода, определяющих динамизм развития креативных кластеров:

1. «Снизу — вверх», когда ключевым фактором их развития является наличие талантливых, инициативных специалистов, общего для них места локации и благоприятного для развития творчества креативной среды. Тогда характер их возникновения считается спонтанным. Со временем их локальная деятельность распространяется на большие территории, способствует масштабности развития креативных индустрий и их глобализации.

2. «Сверху — вниз», когда их развитие поддерживается национальными, региональными или местными органами власти, признают важность их функционирования, поскольку такие институты способствуют достижению стратегических целей развития экономики в целом.

Изучая особенности создания креативных кластеров, С. Эвансом определены четыре вида их пространственных локаций (сообществ), которые характеризуются различными видами связи, сотрудничества, конкуренции и идентичности, причем каждый тип креативного кластера имеет собственный четкий профиль SWOT (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы):

1.  творческие рабочие пространства под одной крышей (ко-воркинги, хабы и др.);

2.  творческие округа в пределах одного города (с определенным адресом);

3.  региональные творческие кластеры;

4.  онлайн (виртуальные) кластеры в сети Интернет.

Ключевой особенностью идентичности каждого отдельного кластера является его творческая атмосфера.

Таким образом, изучение существующих научных мнений относительно концептуальных основ функционирования творческих (креативных) кластеров позволило определить их особенности и значение для национальной экономики:

1) креативные предприятия эффективнее развиваются в сообществе друг с другом, в местах с сильной местной идентичностью и одновременно являются открытыми для глобального мира, что значительно отличает их среди других предприятий. Они создаются как в малых городах, так и глобальных центрах, которые впоследствии становятся самодостаточными кластерами творческой активности и оказывают значительное влияние на их социально-экономическое развитие;

2) в креативном секторе экономики формируется новая ценность, когда на создание и распространение креативного продукта направляется взаимодействие технических инноваций, творческой активности и бизнес-предпринимательства. Такие предприятия имеют возможность быть гибкими и быстро адаптироваться к изменениям внешней среды, от чего будут зависеть их репутация, навыки и бренды;

3) основной стратегической задачей креативного сектора экономики является объединение ресурсов и группировка предприятий в сети, кластеры, креативные кварталы и другие виды партнерства, что способствует более масштабной экономии различных видов ресурсов;

4) творческие кластеры объединяют различные по направлению и сфере деятельности предприятия, учреждения, творческие платформы, площадки и талантливых людей, что является основой создания креативных городов, где потребляется и производится творческая продукция, а их взаимодействие способствует формированию здоровой конкурентной бизнес-среды;

5) креативные кластеры определяют новый вектор развития системы образования, обеспечивая формирование нового качества человеческих ресурсов с критическим мышлением, гибким к технологическим изменениям и потенциала креативного человеческого капитала, способствуют профессиональному развитию и реализации талантов.

Города и регионы, благодаря кластерной креативизации, также получают ряд преимуществ для собственного развития. В частности, развитие креативных кластеров способствует творческим людям превратить свое хобби в собственное дело, которое будет приносить им прибыль, а городу — поступления налогов от творческого бизнеса. Города превращаются в открытые креативные зоны, благоприятные для формирования творческого молодежного потенциала, где растет общественная активность молодежи и ее участие в реализации творческих, совместных с местными властями проектов, направленных на социально-экономическое развитие городов. Это, в свою очередь, влияет на рост уровня занятости местного населения и улучшения криминогенной ситуации на данных территориях.

Кроме того, города получают новую современную инфраструктуру, наполненную творческими видами предпринимательства дизайн-студиями, галереями, творческими мастерскими, арт-кафе, экспериментальными площадками и т.д., формирование которой закладывает фундамент для развития креативных индустрий как весомого по экономическому содержанию сектора национальной экономики.

Таким образом, творческие кластеры в креативной экономике являются эффективным средством коммуникации и формой сотрудничества творческих людей, местом генерации креативных идей, которые находят свое воплощение в новых для рынка креативных продуктах и  услугах. Имея надлежащий уровень инфраструктурного обеспечения и государственной поддержки, они очень быстро растут и становятся главными очагами развития новых сегментов местных (региональных) рынков.


Список использованных источников

  1. De Propris, L., Chapain, C., Cooke, P., Macneill S., Mateos — Garcia, J. The geography and creativity, 2009, Report 27, NESTA, UK.
  2. Evans, S. Key concepts: creative clusters.
  3. Florida, R. The Rise of the Creative Class. The Washington Monthly, May, 2002. P. 15-25.
  4. Porter, M. On Competition: tutorial. Boston: Harvard Business School Press, 1998. 485 pp.