Креативные индустрии: содержание понятия и классификация


Начиная со второй половины ХХ века, в развитых странах мира начался переход от индустриального к постиндустриальному технологическому укладу производства. Одним из признаков подобной трансформации стало перемещение большинства индустриальных предприятий из стран Западной Европы в страны с более дешевой рабочей силой, оптимальными климатическими и экономическими условиями. К последствиям подобных трансформаций можно отнести изменение структуры занятости, а также структуры расходов и специфики потребления. Сегодня доля занятых в сфере услуг развитых стран западной Европы превышает 70%, а уровень себестоимости продукции составляет менее половины конечной цены, тогда как ее большая часть – это расходы на маркетинг.

Указанные социально-экономические трансформации стали предпосылкой для формирования и развития креативной экономики, основу которой составляют креативные (творческие) индустрии. Креативная экономика представляет собой особый сектор экономики, к которому причисляют различные рынки в зависимости от классификационных факторов, но объединяет все эти рынки одна общая черта – они базируются на использовании человеческих знаний и умений в выработке новых и креативных продуктов. Продукты креативной экономики –  это товары и услуги, появление которых невозможно без активного интеллектуального участия их создателя.

Креативная экономика – это особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности человека, его основными характеристиками являются: высокая степень участия новых технологий в различных областях деятельности человека; высокий уровень неопределенности; большой объем уже существующих знаний и острая необходимость генерации новых знаний. Ключевыми компонентами креативной экономики являются: информация, технологии, право интеллектуальной собственности, авторские разработки, а также креативный класс.

Предшественником термина «креативные индустрии» является термин «индустрии культуры», введённый в научную среду в 1947 году исследователями Т. Адорно и М. Хогхаймером («Диалектика Просвещения»). В конце 60-х гг. ХХ века взаимосвязь между культурой и бизнесом  значительно усилилась. Такие отрасли экономики как кино, телевидение, музыкальная индустрия и рекординг стали приобретать все большее общественное и политическое значение. В 90-е гг. ХХ века происходит стремительный рост распространения компьютерных технологий, цифровой культуры и Интернета. Все это приводит к становлению культурных (креативных) индустрий в качестве ядра креативной экономики.

К сектору культурных индустрий относят такие виды деятельности как:  аудио-визуальное творчество; туристическая и спортивная деятельность;   издательская деятельность; культурное наследие; театральное и визуальное искусство.

С развитием общества и цифровых технологий перечень индустрий расширился, а в их определении все чаще стал использоваться термин «креативные индустрии», который  имеет относительно недавнее происхождение. Первоначально он был использован в 1994 году в Австралии при подготовке доклада «Creative Nation: Commonwealth Cultural Policy».

Определение понятия «креативные индустрии», которое часто используется современными теоретиками и практиками, было разработано в 1998 году представителями Департамента культуры,  спорта и медиа Соединенного Королевства. По мнению сотрудников департамента, креативные индустрии представляют собой деятельность, которая основана на творческом начале, таланте или навыках и несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и использования интеллектуальной собственности».

Следует отметить, что словосочетание «креативные индустрии» принято употреблять именно во множественном числе. Это обусловлено тем, что отрасли (сектора) творческих индустрий (мода, архитектура, дизайн, издательское дело и т. д.) обладают разными специфическим особенностями, которые определяют их прибыльность и динамику развития.

В целях уточнения сущности понятия «креативные индустрии» обратимся к анализу более общего определения «креатив». Слово «креатив» происходит из латинского языка: «creatio» — сотворение, создание. В русском языке слово «креатив» появилось как калька с английского языка, причем в ряде случаев авторы обращают внимание на смысловые нюансы в понятиях «креативный» и «творческий».

В Большом словаре иностранных слов «креативный» истолковывается как «созидательный, творческий, отличающийся поиском и созданием нового». Как следствие, креативные (творческие) индустрии определяются как отрасли промышленности, которые возникают в индивидуальном творчестве, реализации мастерства и таланта.

Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (UNCTAD) трактует понятие «креативные индустрии» как «наукоемкое и трудоемкое явление, связанное с высокой концентрацией творческих ресурсов».

Согласно определению, представленному в Кембриджском словаре, «креативные индустрии» – отрасль, основой которой является работа, где важна оригинальность идеи, в таких областях как сфера искусства, средства массовой информации, разработка компьютерных программ и т. д.

По мнению известного специалиста в сфере маркетинга и бизнес-стратегии Дэвида Пэрриша под креативными индустриями следует понимать широкий спектр экономической деятельности, который связан с производством и коммерциализацией творчества, идей, знаний и информации.

Для более глубокого понимания специфики креативных индустрий важное значение имеет их классификация. С момента выделения креативной экономики, как самостоятельного сектора экономики были разработаны различные модели классификации креативных индустрий, однако наиболее востребованной сегодня является модель, разработанная UNCTAD. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию  в 2010 году подразделила креативные индустрии на три категории:

1. Креативное применение – охватывает отрасли промышленности, которые развивают продукты или услуги, прежде всего, в целях продажи. Их существование зависит от рыночного спроса. В эту категорию входят:

  • искусство/продажа антиквариата;
  • архитектура;
  • мода;
  • издательское дело;
  • реклама;
  • ремесло.

2. Креативное выражение – охватывает продукты, которые не преследуют коммерческую цель. Эти продукты, как правило, определяют как «искусство ради искусства». В некоторых случаях эти продукты или услуги предоставляются даже в отсутствие рыночного спроса и могут положиться на поддержку со стороны общества. В данную категорию входят:

  • музыка, изобразительное искусство и исполнительские виды искусства;
  • видео, фильмы и изображения (фотографии);
  • теле- и радиовещание.

3. Креативные технологии – в большей степени полагаются на технологии и цифровые средства. Хотя технологии являются основным материалом для нескольких креативных индустрий, эта категория была специально выделена из-за своей основной функции – быть взаимосвязанной с цифровыми технологиями. К этой категории относятся:

  • Интернет и программное обеспечение;
  • цифровые медиа (игровые и анимационные);
  • дизайн (графический и веб-дизайн).

В мировой экономической литературе представлен и ряд других моделей, определяющих структуру креативных индустрий и сферы деятельности, которые к ним относятся.

Модель концентрических кругов основывается на предположении, что стоимость креативных товаров и услуг наделяет их производство особыми характеристиками. Чем полнее воплощен творческий смысл в том или ином креативном товаре, тем больше его возможности на включение в состав креативных индустрий. Согласно положениям модели, центром креативных идей выступает искусство, музыка, художественные промыслы, которые в свою очередь, влияют на другие сферы креативной экономики, расположенные в виде кругов дальше от центра. Первый круг ограничивает относительные границы культурных индустрий, которые продуцируют художественные товары, защищенные авторским правом. Второй круг – креативные индустрии – включая производство и потребление не только культурных товаров, но и другую креативную продукцию постиндустриальной эпохи.

Таким образом, данная модель разграничивает товары и услуги по характеру их производства, типу производственного процесса, а также по типу средств, используемых для производства таких товаров. Однако недостатком такой модели является то, что она не выделяет четкой границы между креативными индустриями и другими секторами экономики.

Модель Всемирной организации интеллектуальной собственности в центре креативных индустрий ставит сферы деятельности, результатом которых являются товары, защищенные авторским правом. Основой модели креативных индустрий, построенной по этой методике, выступает интеллектуальная собственность как главное условие создания креативных товаров и услуг.

Креативные индустрии, согласно определению Всемирной организации интеллектуальной собственности, включают те отрасли, в которых производимый продукт (товар или услуга) содержит существенную часть творчества. Исходя из этого, выделяется 3 функциональных блока:

—          креативные индустрии, основанные на интеллектуальной собственности (реклама, коллекционирование, киноиндустрия, издательское дело, программное обеспечение, музыка, исполнительское искусство,  телерадиовещание, визуальное и графическое искусство);

—          смежные индустрии (цифровые технологий, музыкальные инструменты, публикации, искусство фотографии);

—          индустрии, которые частично охраняются авторским правом (архитектура, легкая промышленность, проектирование, мода, бытовые товары, игрушки, архитектура).

Главным условием включения отдельных отраслей в состав креативных индустрий, согласно модели Конгресса США, является их способность производить и распространять искусство. Такая модель построена на так называемых «arts-centric businesses» — предприятиях ориентированных на искусство. Она включает в состав креативных индустрий исключительно те предприятия, которые непосредственно связанные с производством и распределением искусства, как основного товара. В состав креативных индустрий в этой модели относят музеи, театры, сферу архитектуры, рекламы и т.п.

Принципиальным отличием этой модели является то, что она сосредоточена исключительно на творческих видах деятельности и совершенно исключает из креативных индустрий такие сферы как компьютерное программирование или научные исследования, которые по своей природе, не ориентированы на искусство.

Каждая из представленных моделей демонстрирует основную цель и методы управления развитием креативных индустрий. Однако каждая из них в качестве основы креативных индустрий ставит различные виды производства, различные отрасли промышленности, что бесспорно усложняет унификацию определения сущности креативных индустрий.

Растущее значение креативных индустрий в развитии экономики обуславливает расширение спектра инструментов их поддержки, как на уровне национальных правительств, так и муниципальной власти. Программы поддержки развития креативного предпринимательства занимают ключевое место в социально-экономической политике городов и стран Европы и Северной Америки и приобретают возрастающее значение в других регионах мира.

Таким образом, взаимодействие экономики и культуры на всех этапах развития позволило сформировать сложные глобальные процессы, связанные с формированием и развитием креативной экономики и ее основы – креативных индустрий. Сегодня важность креативных индустрий признается почти всеми правительствами мира. Креативные индустрии представляют собой совокупность взглядов, идей, тенденций и направлений современного развития экономики и характеризуются органичным сочетанием знаний, информации и творчества (креативности). Креативные (творческие) индустрии представляют собой также сферу разработок, производства и реализации конкурентоспособных инноваций в широком масштабе. Они способствуют модернизации и развитию всех сфер экономики и всех сфер общественной жизни, повышают уровень и качество жизни населения, способствуют росту эффективности, наукоемкости и качества трудовых ресурсов, обеспечивающих конкурентоспособность страны на международной арене.

Сущность и значение креативных кластеров раскрыты в следующей СТАТЬЕ.


Список использованных источников

1. Cambridge Dictionary 

2. Creative Industries Mapping Documents 1998

3. Creative Economy Report 2010

4. Creative Nation: Commonwealth Cultural Policy, October 1994

Exit mobile version