Креативная экономика: содержание понятия


В современном мире информация, технологии и человеческие ресурсы уже давно стали самыми ценными активами, причем эта высокая ценность обеспечивается неограниченным творческим потенциалом человека. Этот безграничный потенциал основан на творчестве, процессе генерации новых идей и, следовательно, новых продуктов и услуг. Даже если творчество всегда было связано с качеством человеческого капитала, в этой новой экономической тенденции оно стало отдельным фактором производства в тех областях, где сила творчества является обязательной. Таким образом, возникла необходимость отделения креативных (творческих) индустрий от остальной экономики.

Официальная статистика показывает, что творческие индустрии доказали свой потенциал создания богатства с точки зрения генерируемых доходов, экспортных поступлений и создания рабочих мест. Сегодня креативная экономика выступает как новый способ представления текущей экономической реальности, в которой информация, знания и оригинальные творения – продукты индивидуального труда – являются движущей силой экономического развития.

Творческая (креативная) составляющая в настоящее время становится главным требованием для конкурентоспособности любого предприятия. Глобализация, которую мы наблюдаем, повышает масштабы и требования к бизнесу, поскольку маркетинг, закупки, производство, НИОКР, дистрибуция и логистика нацелены на общемировые рынки. Управление творческой и инновационной деятельностью становится важнейшей составляющей деятельности любой современной организации.

В настоящее время для удовлетворения своих потребностей и желаний потребители имеют доступ к большому разнообразию товаров и услуг на рынке. Что именно делает продукт или услугу более привлекательными для покупателя, не принимая во внимание самый важный критерий при выборе – цену продажи? Качество товаров или услуг, предпочтения потребителей, мода и многие другие факторы. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке, предлагать товары лучше, чем у конкурентов, требуется много труда и затрат на поиск новых идей, воплощение их в реальность и постоянное создание чего-то нового для все более требовательных клиентов.

Ключ к новым идеям – это творчество. Творчество – это умственный процесс, который порождает новые идеи, новые концепции или связи между существующими идеями, более того, творчество подразумевает перегруппировку известной информации, чтобы выяснить то, что неизвестно. Таким образом, понятие «творчество» может быть определено, как способность производить работу, которая является новой (оригинальной, креативной) в отношении задач или ситуационных ограничений.

Творчество оказало большое влияние на развитие технологий, а значит, и на экономическое развитие. Сегодня творчество представляет собой двигатель новой экономики, основанной на технологиях, таланте и интеллектуальной собственности.

Появлению концепции креативной экономики предшествовало активное развитие и исследование креативных (творческих) индустрий. Так в 1997 году правительство Великобритании решило попытаться дать определение и оценить их прямое влияние на британскую экономику. На основе исследования, опубликованного в 1994 году австралийским правительством (Creative Nation) Департамент культуры, СМИ и спорта (DCMS) опубликовал Creative Industries — Mapping Document 1998 в котором перечислены 13 сфер деятельности, которые объединяет то, что они основаны на индивидуальном творчестве, таланте и навыках и потенциально способны создавать богатство за счет интеллектуальной собственности. Концепция интеллектуальной собственности (другими словами, ценность идеи, которая может быть защищена авторским правом, патентами, товарными знаками или другими правовыми и нормативными механизмами, чтобы остановить ее копирование или превращение в коммерческую выгоду без разрешения лица, чья идея эта был) считалась центральным элементом любого понимания креативных индустрий – и остается таковой и сегодня.

Критики утверждали, что исследование создает ложные различия и что индивидуальные творческие способности и талант лежат в основе многих других областей деятельности, от биологических наук до инженерии. Конечно, это правда, но в исследовании сознательно предпринят такой шаг – не включать творческую работу ученых и инженеров, основанную на систематическом анализе и исследованиях. Вместо этого исследователи сосредоточились на более случайных двигателях творчества в социальной и культурной сферах.

Другая критика заключалась в том, что в исследование не признавало различие между предприятиями, которые фактически создавали ценность интеллектуальной собственности благодаря творческому таланту отдельных лиц (как правило, малыми или микропредприятиями) и предприятиями, которые извлекали выгоду из владения и использования этой интеллектуальной собственности, которые, как правило, были крупными или транснациональными компаниями.

Несмотря на эти и другие критические замечания, исследование вызвало значительный интерес, особенно когда последующий анализ в 2001 году показал, что этот произвольно определенный творческий сектор генерировал рабочие места в два раза быстрее, чем вся экономика Великобритании в целом.

Двадцать лет спустя активное развитие «творческих индустрий» привело к увеличению их значимости и выделению в отдельный сектор – креативной экономики. Термин «креативная экономика» использовал в 2001 году Джон Хоукинс, консультант, знакомый с индустрией СМИ и развлечений для того, чтобы связать идеи культурного творчества и экономических инноваций. Хоукинс предложил определение творческих индустрий на основе четырех элементов права интеллектуальной собственности: патент, товарный знак, промышленный образец и авторское право. Согласно Хоукинсу, творческие индустрии — это все отрасли экономики, продукция которых защищена правом интеллектуальной собственности. Каждый из элементов защищает различные творческие продукты определенной отрасли. Этот подход соответствовал первоначальному определению, предложенному DCMS, хотя потенциально был гораздо более открытым: в отличие от DCMS, Хоукинс не составлял список индустрий, которые следует относить к креативным.

Другой экономист, Ричард Флорида, считает, что вся современная экономика в основе своей является творческой, а наиболее развитые экономики мира основаны на знаниях, причем творчество является главным фактором. Он утверждает, что креативность уже давно вышла за рамки индивидуума и теперь выступает в качестве наиболее важного ресурса экономики, поскольку дает возможность совместить бизнес, культуру и инновации.  Именно креативность, а не информация или знания, играет ключевую роль в современном процессе социально-экономического развития.

Р. Флорида также выделил работников творческого сектора и называл их творческим классом. Люди с высоким уровнем творчества во многих ситуациях действует иначе, чем другие; они легко находят решения сложных проблем, а проблемы воспринимаются ими скорее как возможности, чем угрозы; творческие люди — хорошие наблюдатели, они всегда ищут новое, выражают себя через свою работу, и рутина оказывает на них негативное влияние. Творческий класс выделяется не только характером производства, но и способом его реализации, средним затраченным временем и выделенным для него личным временем. Ядро творческого класса составляют ученые, инженеры, архитекторы, дизайнеры, художники, учителя и артисты, и их экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и т. д. Помимо ядра можно отметить также профессиональную деятельность, такую  как финансы, право, здравоохранение и смежные области.

Так же, как и Д. Хоукинс, Р. Флорида не пытался определить точные границы творческих индустрий. Основное внимание он уделял творческим людям (креативному классу) и условиям экономического развития с точки зрения регионов и отдельных городов.

В научном сообществе пока не выработан единый подход к определению креативной экономики, однако наиболее полным, на наш взгляд, является определение предложенное в Докладе «Creative economy 2008» Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (UNCTAD) 2008 г. – креативная экономика – это развивающаяся концепция, основанная на творческих активах, потенциально способных генерировать экономический рост и развитие. Среди ключевых характеристик  креативной экономики были отмечены следующие:

• она может способствовать получению доходов, созданию рабочих мест и экспортным доходам, одновременно продвигая социальную интеграцию, культурное разнообразие и человеческое развитие.

• она охватывает экономические, культурные и социальные аспекты взаимодействия с технологиями, интеллектуальную собственность.

• в основе креативной экономики лежат креативные индустрии.

В современном мире стратегическая значимость креативной экономики основана на четырех фундаментальных ценностях:

1.      Экономическая ценность. Креативная экономика составляет 6,6% мирового ВВП и от 2% до 7% ВВП национальных экономик. Объемы рынка креативной продукции в мире возросли более чем в 2 раза – с 208 млрд. $ до 509 млрд. $ за период с 2002 по 2015 г. Основная часть экспорта (более 80%) приходится на развитые страны, что отражает контроль над торговлей этих отраслей из-за ограниченной способности децентрализации творческого таланта.

2.      Инновационная ценность. Вне всякого сомнения, инновации основаны на творчестве, и каждый человек в некотором роде творческий. Поэтому те государства, учреждения и компании, которым удастся стимулировать, собрать и сохранить свои творческие таланты, а также продемонстрировать и монетизировать этот творческий потенциал, получат в результате неисчерпаемый источник развития, роста, конкурентоспособности и добавленной стоимости в традиционных видах деятельности, а также в технологической деятельности.

3.      Социальная ценность. Креативная экономика основывает свое развитие на знаниях и таланте, поэтому ее реализацию и рост возглавляет так называемый «креативный класс»; ученые, инженеры, профессора университетов, писатели, художники, актеры, дизайнеры, архитекторы и интеллектуальные лидеры, деятели мира культуры, исследователи аналитических центров, аналитики и лидеры мнений. Следовательно, социокультурный профиль «творческого класса» подразумевает создание среды, основанной на том, что Р. Флорида считает текущей основой процветающих обществ – «3 Т»: талант, технология и толерантность.

4.      Ценность устойчивого развития. Как производственные секторы креативной экономики, культурные и творческие индустрии производят товары и услуги с эстетической и функциональной ценностью, поэтому они используют творческий потенциал и интеллектуальный капитал в качестве «основных ресурсов» и, следовательно, имеют неограниченный доступ. Таким образом, креативная экономика предлагает чистые и устойчивые экономические модели развития.

Таким образом, в креативных индустриях сегодня находятся неограниченные ресурсы для развития из-за их высокого потенциала по созданию значительных доходов, рабочих мест и экспортных доходов.


Список использованных источников

  1. DCMS/CITF. (1998). Creative Industries — Mapping Document. Londres: Creative Industries Task Force (CITF), Department of Culture, Media and Sports (DCMS).
  2. Florida, R. (2002). The Rise of the Creative Class: And How It’s Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. USA: Basic Books.
  3. Howkins, J. (2001). The Creative Economy: How People Make Money From Ideas. London, UK: Penguin.
  4. UNCTAD Creative Economy Outlook and Country Profile report (2018).
  5. UNCTAD Creative Economy Report (2008).
Exit mobile version